Еврокомиссия пытается оставить Lufthansa без NIKI

Европейская комиссия (ЕК) рассматривает возможность заблокировать запланированное приобретение NIKI, дочерней компании закрывшейся Air Berlin, немецким авиационным конгломератом Lufthansa Group.

Эти слухи обсуждают отраслевые издания США и Евросоюза.

Торговля вокруг конкуренции

Неофициально ЕК замечает, что данная сделка приведёт к доминирующей роли Lufthansa на многих рынках и действительно серьёзно повлияет на интересы пассажиров.

Официальные заявления сводятся к тому, что процесс согласования продолжается, и результаты предвосхищать не стоит.

К 30 ноября Lufthansa должна была представить свои предложения по средствам правовой защиты потребителей.

Как вариант, рассматривается даже отказ от покупки NIKI в последний момент, хотя такое развитие событий считается «маловероятным».

Скорее всего, группа откажется от части слотов в своих базовых аэропортах — Вене (VIE), Цюрихе (ZRH), Дюссельдорфе (DUS) и берлинском Тегеле (TXL).

Генеральный директор Lufthansa Карстен Шпор (Carsten Spohr) 29 ноября отправился в Брюссель для встречи с комиссаром по конкуренции Европейского союза Маргрете Вестагер (Margrethe Vestager).

Предварительное решение Еврокомиссия объявит 7 декабря. Если она удовлетворится предложенной защитой пассажиров, процесс утверждения сделки будет продлён до 21 декабря, когда будет принято окончательное решение.

Если встречные шаги Lufthansa не удовлетворят бюрократов, последует фаза «глубоких исследований», охватывающая 90 рабочих дней. Перевозчик через информационные вбросы от «близких к нему источников» даёт понять, что так долго финансировать деятельность NIKI он не будет.

  Lufthansa «вынуждена» летать между Франкфуртом и Берлином на Boeing 747-400

Богатое и убыточное наследие берлинского банкрота

В рамках предварительной сделки с администратором Air Berlin группа Lufthansa согласилась платить за текущие операции NIKI до тех пор, пока не будет получено одобрение ЕК на поглощение. Под платой подразумеваются суммы порядка нескольких миллионов евро в неделю, поэтому если сделка сорвётся, бывшее австрийское подразделение немецкого банкрота тоже объявит себя неплатёжеспособным.

Читайте также:  Перевозка багажа

Но на NIKI есть и другие претенденты.

Первый — это основатель компании, бывший автогонщик Формулы-1 Ники Лауда (Niki Lauda), продавший свою долю в компании немецкой Air Berlin после удачного старта проекта.

Второй — Condor (DE), немецкий чартерный перевозчик британского туристического холдинга Thomas Cook, который надеялся с помощью NIKI противостоять в своём сегменте рынка Eurowings, бурно растущему низкобюджетному и чартерному подразделению Lufthansa Group.

Обе заявки были отклонены администратором Air Berlin.

Особенность положения Lufthansa Group в том, что независимо от результатов переговоров в Брюсселе она получает контроль над 70 самолётами Air Berlin и NIKI посредством соглашений о покупке, лизинговых сделок или писем о намерениях. Если покупка NIKI не состоится, практическое поглощение бизнеса австрийского перевозчика просто займёт больше времени, необходимого на перемещение самолётов из-под действия сертификата одной авиакомпании к другой, необходимость найма пилотов и членов экипажа и прочее. С другой стороны, группе не потребуется платить 210 миллионов евро, обещанных администрации Air Berlin за NIKI и регионального перевозчика LGW (Luftfahrtgesellschaft Walter mbH).

Airbus A321-211 авиакомпании NIKI в аэропорту Фуншала имени Криштиану Роналду (FNC)
Фото: Nelson Sousa, planespotters.net

Bombardier Q400 авиакомпании LGW на маршрутах Air Berlin в аэропорту Нюрнберга (NUE)
Фото: Fabian Dirscherl, planespotters.net

Действующие лица

Lufthansa Group — немецкий авиационный конгломерат, включающий как технические и «наземные» подразделения (Lufthansa Consulting, Lufthansa Systems, Lufthansa Technik и др.), транспортную авиакомпанию Lufthansa Cargo, так и национального перевозчика Германии Lufthansa (LH), национального перевозчика Швейцарии Swiss International Air Lines (LX), национального перевозчика Австрии Aurtrian Airlines (OS), национального перевозчика Бельгии Brussels Airlines (SN), немецкую региональную авиакомпанию Lufthansa CityLine (CL) и крупное низкобюджетное и чартерное подразделение Eurowings (EW).

Читайте также:  Small Planet Germany не выдержала собственного роста

После банкротства Air Berlin (AB), бывшей второй по величине авиакомпанией Германии после Lufthansa, группа получила большую часть самолётов и маршрутов конкурента. Сейчас решается вопрос о судьбе дочерних и зависимых компаний Air Berlin.

NIKI (NIKI Luftfahrt GmbH; HG) — австрийская авиакомпания, основанная в 2003 году бывшим пилотом гонок Формулы-1, а затем гражданским пилотом и известным австрийским авиационным предпринимателем Ники Лаудой (Andreas Nikolaus «Niki» Lauda). 9 января 2004 года была анонсирована кооперация с немецкой Air Berlin, в 2011 году произошло полное слияние.

50,2% акций принадлежат частному фонду NIKI Privatstiftung, остальное контролировалось Air Berlin.

К концу ноября 2017 года в парке состояло 30 самолётов: из них 13 Boeing 737-700/-800 использовались в субаренде на маршрутах TUI fly Deutschland (X3) и имели немецкую регистрацию, 4 Airbus A320 и 15 Airbus A321 с австрийскими регистрационными номерами исполняли собственное расписание компании.

LGW (Luftfahrtgesellschaft Walter mbH; HE) — региональный перевозчик со штаб-квартирой в аэропорту немецкого Дортмунда. Став в 2007 году партнёром, а затем подразделением Air Berlin, компания выполняла полёты на турбовинтовых самолётах по коротким маршрутам из всех основных баз материнской организации.

На ноябрь 2017 года парк LGW состоял из 20 единиц Bombardier Q400, все используются по договорам краткосрочной аренды с экипажем на маршрутах Eurowings.